ПЕРВАЯ ПРЕМЬЕРА 77-ГО СЕЗОНА Пермского театра кукол

Все события города и районов

22/11 весь день

 

        22 ноября Пермский театр кукол представляет на сцене первую премьеру 77-го сезона — кукольный драматический мюзикл «Шинель» по одноименной повести Николая Васильевича Гоголя. Спектакль тесно связан с именем Игоря Нисоновича Тернавского, бессменного руководителя театра в течение 18 лет. Именно ему принадлежит идея постановки, но, к сожалению, он успел лишь начать работу над «Шинелью». Светлой памяти И.Н. Тернавского Пермский театр кукол посвящает этот спектакль.

        Повесть Н.В. Гоголя «Шинель» (первая публикация в 1842 году) — одна из вершин творчества великого русского писателя, ярчайшим образом демонстрирующая фантазию и неповторимый, «сновидческий» мир его книг. Для театра обращение к Гоголю — всегда испытание: удастся ли передать зрителю секрет неувядающей актуальности прозы Гоголя и пронзительность её интонаций.

        Пермская кукольная постановка «Шинели» необычна прежде всего тем, что там нет прозы Гоголя в привычном виде, по жанру это драматический мюзикл — куклы и хоры поют и декламируют стихи. Оперное либретто написал столичный сценарист и поэт Вадим Жук. Добродушие и мягкий юмор его стихов привносят в трагикомическую историю Гоголя нотки светлой грусти.

       Вадим Жук так говорит о своем пути к созданию либретто:

— Куда мы без Гоголя! Всегда хочется яснее понять — как же это у него получается? Возможно, подумал я, для сочинителя лучший способ понять — пробежать вслед за автором его немыслимую дистанцию. И я побежал, стараясь как можно больше увидеть по дороге. Пленительный каллиграфический дар Акакия мне показался единственной его защитой от недоброго мира. Поэтому явился хор-ансамбль букв, его друзей и соратников. «Господа, зачем вы меня обижаете?» — одна из самых пронзительных фраз мировой литературы. Рифма и ритмы помогли мне сформулировать то, что для меня представляется главным в этой книге.

        Необычны и куклы Аллы Гониодской — американской художницы, дружба которой с пермским театром кукол началась ещё в 2009 году с «Короля Лир». Для «Шинели» она создала галерею убедительных и глубоких образов.

— Это самые настоящие куклы-артисты, с яркой психологической характеристикой, — говорит режиссёр «Шинели» Дмитрий Заболотских. — Кукольный театр необычен тем, что может позволить себе роскошь буквально «вылепить» героя специально для спектакля и придумать ему уникальный облик.

        Алла Гониодская рассказывает, что её любимый материал — папье-маше, и в этой любви к бумаге они схожи с героем «Шинели». Прежде чем приступить к изготовлению самих кукол, она делает бесчисленное множество эскизов, море бумаг окружает её так же, как Башмачкина:

— Правильные персонажи неожиданно появляются на свет сами из этой груды бумаг. Обычно они на кого-то похожи — на родственника или знакомого. Эти человечки требуют жизни, и начинается процесс оживления плоского изображения.

Особенно важная работа — перевести эскиз с бумаги на объемную скульптуру, которая потом должна ожить в руках актера. Голова, руки, тело куклы должны быть выразительны с любого ракурса. Я не делаю механики в куклах, я делаю скульптуру ассиметричной, чтобы лицо и тело двигались и меняли свое выражение в зависимости от поворота головы, направления освещения и работы актера.

Сценический мир «Шинели» отлично передаёт иррациональный, фантасмагоричный мир повести Гоголя. В нём по бульварам Петербурга шествуют мундиры, шубы и пальто; бумаги, которые так старательно переписывает Башмачкин, образовывают целые моря, буквы танцуют и поют, а новая шинель Акакия Акакиевича принимает поздравления вместо него самого. Мотив беззащитности человека, звучащий в повести Гоголя, режиссер Дмитрий Заболотских и авторы спектакля адаптируют к подростковому восприятию и углубляют, задавая вопрос: а что такое человек сам по себе? Нужны ли внешние атрибуты «встречи по одёжке» для того, чтобы быть и оставаться человеком?

— Главное в спектакле — тема человеческого достоинства. Вся мораль, вся этика строится на понимании того, что человек сам по себе, уже по праву рождения, достоин любви, жалости и уважения. Это основа гуманизма. Но на практике это, к сожалению, не так. Общество требует статуса и соответствующих ему атрибутов. Гоголь показывает эту проблему с гениальной метафорической простотой: шинель это «одёжка», по которой встречают, она не просто защищает нас от холода — это знак имиджа, знак социализации человека и общественного положения. Современный мир, к сожалению, мало отличается от гоголевского Петербурга, статус по-прежнему часто оказывается важней человека.  Тема жалости к маленькому человеку, мечта Гоголя о лучшем и справедливом мире, где человека любят не за шинель, не за должность, а просто потому, что он человек – для меня самая важная.— Дмитрий Заболотских, сорежиссёр.

       В роли важного компонента выступает и музыка, написанная пермским композитором Сергеем Ивановым, который для того, чтобы лучше понять Петербург Башмачкина, предпринял поездку в северную столицу:

— Я перечел «Шинель» Гоголя, прочитал текст либретто Вадима Жука и понял: чтобы написать соответствующую музыку, нужно ехать в Петербург. Нужно совершить условное «погружение в холодную Неву». Я приехал не в самое лучшее время года, погода была скверная, гид таскал меня по всевозможным подвалам и чердакам… одним словом, все музыкальные идеи сложились воедино именно после этой поездки. В музыке мне хотелось передать атмосферу Петербурга, с его метелями, фонарями, набережными, архитектурой, небом, причем я пытался прочувствовать город, понять и представить Питер именно таким, каким его видел Акакий. Я надеюсь, что мне это удалось.

       Постановкой «Шинели» Пермский театр кукол и режиссёр спектакля настаивают: мы — не только детский театр, «играя в куклы» можно и нужно рассуждать на серьёзные темы. «Шинель» адресована не только детям, но и подросткам, изучающим школьную программу литературы, а также их родителям — тем взрослым, кому небезразлично проверить себя, не застыла ли душа. «Шинель» в Пермском театре кукол — как раз такой, семейный, дискуссионный, трогательный спектакль о том, что такое — быть человеком.

 

 Премьерные показы кукольного драматического мюзикла «Шинель» в Пермском театре кукол состоятся: 22 и 26 ноября в 19-00, 23 ноября в 18-00, 24 ноября в 15-00 часов.

Пресс-служба Пермского театра кукол.

 

 

Контакты

г. Пермь, ул. Сибирская, 65.

Тел.: (342) 281-58-72, 281-60-15

E-mail: kuklindom@mail.ru

Карта

© Администрация города Перми 2019 г.
Поддержка сайта —
Яндекс.Метрика