В память об Игоре Нисоновиче Тернавском

Все события города и районов

23/07 весь день

24 июля 2014 года исполняется год со дня кончины Игоря Нисоновича Тернавского, художественного руководителя Пермского театра кукол. Человека, который больше всего на свете любил Театр и мечтал о нём с самого раннего детства.

Театру и была подчинена вся жизнь И.Н.Тернавского: созданные им театры «СТЭМ», «Арлекин», «Контрактный театр комедии», художественное руководство цирками в Перми, Твери, Краснодаре (куда он внёс настоящую театральность), многочисленные театральные инициативы, яркая общественная деятельность.

18 лет И.Н.Тернавский отдал Пермскому театру кукол, где поначалу стал и художественным руководителем и директором. Зрителю хорошо известны его постановки «Волшебник изумрудного города», «Обыкновенный кукольный концерт», «Колобок», «Маугли», «КорольЛир», где он сыграл заглавную роль. Именно в Пермском театре кукол осуществились мечты И.Н.Тернавского об актёрской деятельности.

Спектакль «Маугли» был отмечен премией Пермской области «За достижения в сфере культуры и искусства».

И.Н.Тернавский был удостоен награды «За честь и достоинство» фестиваля СТД «Волшебная кулиса».

В декабре 2013 года Игорь Нисонович Тернавский стал Лауреатом премии Пермского края в сфере культуры и искусства за 2012 год (посмертно) с почётной формулировкой «за многолетний вклад в развитие культуры и искусства» художественный руководитель Пермского театра кукол в 1995 – 2013 годах.

… Ранним утром 10 июня И.Н. почему-то стоял на верхней площадке лестницы - в шляпе, плаще-пыльнике, с зонтиком. Как всегда, настоящий франт. Хотя день начинался жаркий, солнечный, уже собирались дети в театральный лагерь « Мы- театралы».
-Куда вы так рано собрались?
-Да вот, на профилактику ложусь. Укольчики там, капельницы…Ну да ничего, я не надолго. Каждый день приходить буду - близко ведь, через дорогу перейти.

Это была последняя встреча. Нет, не приходил, звонил только изредка. А потом возникли тревожные слухи, которым поначалу никто не поверил.

Потому что И.Н. всех заражал своей неистребимой верой, что всё будет хорошо.
Так и в его характере соединялись азартный мальчишка, настоящий талантливый актёр и…начальник.
Стоило только сказать: это интересно, этого ни у кого нет и никогда не было, как он мгновенно зажигался и старался всё сделать для осуществления.

Начальником он стал довольно быстро очень демократичным, но любил, когда кто-то приходил с просьбой (особенно - снаружи театра). Человека внимательно выслушивали, принимая, как лучшего гостя, помогали, тут же вызывая тех, кто нужен. Вообще, проблемы решались в течение нескольких минут. Это относилось и к внутритеатральным проблемам.

Только вот в театре, куда И.Н. прибыл в 1995 году, люди, как правило, не привыкли, да и не умели просить что-то для себя… Но беда, горе тому, кто хоть как- то задевал его самолюбие (или казалось, что задевал). Тогда могло достаться по первое число - и несправедливо, и публично. Тогда вспоминались слова И.Ильфа о « гордых и важных детях ответственных работников ». Или рассказы соучеников об обидчивом и драчливом первокласснике.

Забегая вперёд, скажем, что потом многое воспринималось уже иначе. И всеми уважаемый дворник Николай Николаевич мог сказать художественному руководителю: «Вы, И.Н., вчера в « Короле Лире» выпустили целый абзац, я по тексту следил». Худрук без обиды соглашался. Потому что любовь к театру была сильнее всего.

А театр достался ему непростой. Помнивший те времена, когда по штату полагалось 16 человек, а работали 10: сами делали кукол, декорации, складывали их в чемоданы, везли на выезд, сами играли. Помнили и блестящую режиссуру И.В.Игнатьева, куклы и сценографию А.Д.Игнатьевой, успех на всемирном фестивале кукольников в Японии, гастроли в Луисвилле…

Этот театр требовал от режиссёра незаурядного пространственного мышления, квинтэссенции действия, чёткости постановки актёрских задач.

Зато в этом театре совсем не знали интриг, сюда редко заглядывало высокое начальство. А что делается там, наверху и какие намерения в коридорах власти насчёт театра, его кадров и перемен – никто не знал, да и не интересовался. Работа с детским зрителем сильно смещает приоритеты, когда, детский рисунок кажется важнее суеты.

Сначала новый директор – худрук смотрел на театр кукол, как сам признавался, сбоку и сверху, свысока. Потом, естественно, увлёкся…Наградой ему была обстановка в театре и уважение. Ведь в этом театре осуществилась и главная мечта его жизни – об актёрской карьере. Начав замены заболевшего актёра, И.Н. сыграл Акелу в «Маугли». Это был первый шаг по пути к Лиру. И все коллеги поддержали и помогли.

…На спектакль «Волшебный фонарь» попали двое маленьких братьев. (Эту роль старого уличного фонаря играл И.Н.). После спектакля родители не могли успокоить встревоженных детей. Они попросились за кулисы, чтобы детям показали: с волшебным уличным фонарём ничего не случилось. Он цел и невредим.

…Стоят красивые фонари на новой площадке у театра. Прошла реконструкция большой сцены и малого зала. Появился новый служебный вход, мемориальная доска В.Д. Офрихтеру. Незабываемо и чудесно прошёл фестиваль театров кукол «Большой Урал – Приволжье». Расцвёл наш вечнозелёный проект «Открытое пространство театра». А Союз театральных деятелей, его Пермское отделение, на 5 лет нашло приют в нашей гостиной (как и «Бабату», пианист В. Венцлавович, иллюзионист Арландино). А голос И.Н. по-прежнему объявляет: «Первый звонок »!

Зав.лит.частью Пермского театра кукол Т.С.Шерстневская

© Администрация города Перми 2019 г.
Поддержка сайта —
Яндекс.Метрика