Куда приводит любовь? Новогодняя премьера «Снежная королева» в Пермском театре кукол

Все события города и районов

19/12 в 10:30

Куда приводит любовь?

Новогодняя премьера «Снежная королева» в Пермском театре кукол

19 декабря в театре кукол состоится премьера «Снежная королева» по мотивам сказки великого

датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Спектакли будут идти ежедневно вплоть до 6 января.

«Снежная королева» — четвертая постановка режиссера Александра Янушкевича на посту

художественного руководителя Пермского театра кукол. Вместе с ним премьеру готовят художник

Татьяна Нерсисян и композитор Александр Литвиновский, образный и музыкальный стиль которых

пермской публике хорошо известен по спектаклям прошлого театрального сезона — «Нармахнар» и

«Толстая тетрадь» (лучший спектакль 2015 года, по версии жюри Пермского краевого фестиваля-

конкурса «Волшебная кулиса»). За хореографическую составляющую отвечает главный

балетмейстер Пермского академического Театра-Театра Ирина Ткаченко.  

На фоне преимущественно коротких сказок Андерсена «Снежная королева» выглядит королевской

особой — она крупнее прочих и сложнее по структуре, интересна для читателей всех возрастов. Для

юной публики это волшебная история о силе дружбы, верности и чуткости к окружающим. Для

взрослых — уже не просто рассказ о девочке Герде и мальчике Кае, а притча о добре и зле,

воспоминании и забвении, Боге и дьяволе, жизни и смерти.

Семь частей повествования — семь картин спектакля. Рассказ начинается с пролога о тролле,

смастерившем зеркало гримас, осколки которого попали в сердце и глаз Каю и сделали его

беззащитным к чарам Снежной королевы, а заканчивается долгожданным возвращением героев

домой. В лучших традициях кукольного жанра, в спектакле мало слов и много колоритных образов и

интересных режиссерских находок.

Спектакль играется на планшете сцены, обрамленном тремя белыми стенами, на которые

транслируется видеоряд. Объем возникает от сочетания кукол разных размеров с игрой живых

актеров, одетых в диковинные костюмы. (Чего стоят хотя бы персонажи-тролли — красные

многорукие злодеи, с глазками-бусинками и длиннющими бородавчатыми носами.)

Увлекая маленьких зрителей, режиссер Александр Янушкевич параллельно ведет диалог со взрослой

аудиторией. Он предлагает в странствиях Герды увидеть отражение античного мифа об Орфее и

Эвридике, а образ Снежной королевы воспринимать как реплику типичной героини скандинавских

сказок — Ледяной девы, приносящей смерть. Подобные сюжеты Андерсен воплощал в своих текстах

с поразительной легкостью и свободой. (Потому он так любим читателями всего мира: настоящие

народные сказки, как всякий фольклор, — всегда в легких отношениях со смертью.)

Обратиться к этой сказке в преддверии Нового года и Рождества — значит подобрать истинное

значение слову «Вечность», которое, по замыслу писателя и постановщиков спектакля, заключается

не в получении подарка («всего света и пары новых коньков»), а в спасении души. Правда для этого

нужно быть чутким, как Герда. На пути к своей цели («у Северного полюса, на острове

Шпицберген», где расположен дворец Снежной королевы) девочка проходит через разные страны и

континенты, встречает волшебного помощника (Ворона) и волшебного проводника (Оленя) и

взрослеет после каждого нового испытания.

На многослойную схему сказки накладываются фантазии художников — и возникает насыщенная

смыслами конструкция. Чтобы зрители «Снежной королевы», следуя за Гердой и Каем, стали за

минувший час чуточку мудрее и взрослее, оставаясь при этом всё так же «детьми сердцем и душою».

Ганс Христиан Андерсен

(1805—1875)

Великий датский писатель, поэт, драматург, очеркист, автор более 400 сказок, переведенных на все

языки мира. Его литературное наследие обширно и разнообразно, но весь мир видит в нем прежде

всего сказочника. Он и сам ощущал себя, главным образом, в этой роли: его автобиография так и

называется «Сказка моей жизни».

Сказки Андерсена — его автопортрет и в то же время оттиск эпохи первой половины XIX века: с ее

стремлением к простоте и практичности, к комфорту, к интимным сентиментальным образам и

поэтизацией предметного быта. Андерсен — первый писатель, с теплотой и сочувствием открывший

массовому читателю внутреннюю жизнь обычных вещей: будь то фарфоровые Пастушка и

Трубочист, или Перо и Чернильница, или уличный Фонарь. Их образы мыслей и поступков описаны

так подробно и находчиво, что невозможно усомниться в их реальности и невозможно их не

полюбить — сказочных героев и самого автора.

Александр Янушкевич, режиссер-постановщик

Художественный руководитель Пермского театра кукол с 2015 года. Постановщик спектаклей на

пермской сцене: «Нармахнар» Н. Кулиша, «Кот в сапогах» Г. Калау, «Толстая тетрадь» А. Кристоф

(спектакль-лауреат Пермского краевого фестиваля-конкурса «Волшебная кулиса — 2015»).

Окончил Белорусскую государственную академию искусств по специальности «Актер театра кукол»

(2001) и по специальности «Режиссура театра кукол» (2011). В 2001-м был принят в труппу

Белорусского государственного театра кукол в качестве актера, с 2010-го работал как режиссер-

постановщик.

Постановки: «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Маринка-Крапивница» В.

Вольского и П. Макаль, «Венчание» В. Гомбровича, «Дзяды» А. Мицкевича, «Малыш и Карлсон,

который живет на крыше» А. Линдгрен — в Белорусском театре кукол; «Арабская ночь» Р.

Шиммельпфеннига в Национальном академическом театре имени Янки Купала (Минск); «Пляска

смерти» А. Стриндберга Хабаровского театра кукол и Творческого объединения «КультПроект».

Номинант Российской национальной театральной премии «Золотая маска» за режиссуру спектакля

«Эдип» по мотивам трагедии Софокла (2013, Театр кукол «Гулливер», Курган, и Творческое

объединение «КультПроект», Москва). Лауреат III Национальной премии Республики Беларусь «за

лучшую режиссуру детских спектаклей» (2014). Лауреат XVI-го Международного фестиваля «Белая

Вежа», лауреат театральной премии губернатора Хабаровского края. Принимал участие в

театральных фестивалях и форумах Беларуси, России, Литвы, Ирана, Польши, Германии, Бельгии.

Татьяна Нерсисян, художник-постановщик

Художник-постановщик Белорусского государственного театра кукол. Окончила Белорусскую

государственную академию искусств (курс Алины Фоминой). Автор сценографии спектаклей

«Интервью с ведьмами» Е. Корняг, «Венчание» В. Гомбровича, «Драй швестерн» А. Чехова, «Шелк»

А. Барикко, «Дзяды» А. Мицкевича, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен,

«Волк и семеро козлят», «Чаму старэюць людзі?» А. Вертинского — в Белорусском государственном

театре кукол; «Волшебная кисть», «Самый маленький самолет на свете» — в Могилевском

областном театре кукол; «Белоснежка и гномы» бр. Гримм в Гродненском областном театре кукол.

Оформляла постановки KorniagТHЕАТRЕ, ряд спектаклей в зарубежных театрах («Пляска смерти»

А. Стриндберга в Хабаровском театре кукол, «Толстая тетрадь» А. Кристоф и «Нармахнар» Н.

Кулиша в Пермском театре кукол и др.).

Лауреат II Национальной театральной премии Республики Беларусь за сценографию спектакля

«Венчание» (номинация «Лучшая работа художника-постановщика»). Лауреат Международного

фестиваля «Белая Вежа», лауреат Международного фестиваля им. Витольда Гомбровича (Польша).

Александр Литвиновский, композитор

Окончил Минское музыкальное училище (ныне — колледж) им. М. И. Глинки по специальности

«Музыковедении» (1982), отделение композиции Белорусской государственной консерватории

(академии) по классу профессора Дмитрия Смольского (1987) и там же ассистентуру-стажировку

(1991). Принимал участие в Летних композиторских курсах в Польше (1993, 1995) под руководством

Мартина Брезника, Майкла Наймана, Дарела Рансуика, Луиса Андриессена, Франсуа-Бернара Маша,

Сильвано Буссотти. В 2000 году работал в творческих мастерских компьютерной музыки

Acanthes/IRCAM с Джонатаном Харви, Тристаном Мюреем и Мартином Маталоном. В 2001-м

участвовал в творческих мастерских в Штутгартской академии музыки (Германия). В том же году

получил грант правительства Польши как композитор, приглашенный для осуществления

художественного проекта в электроакустической студии Краковской академии музыки под

руководством Марека Холоневского.

Лауреат конкурса композиторов ORTUS International New Music Competition (Нью-Йорк, США,

2014), участник фестивалей и концертов в странах Европы и в США (включая ежегодный

международный музыкальный фестиваль современной музыки World Music Days). Член

международной ассоциации «Электро-акустической музыки» (ISEM/CIME), Член Американского

общества композиторов, авторов и издателей (ASCAP).

Ирина Ткаченко, хореограф

Балетмейстер-постановщик театра современного танца, режиссер-балетмейстер драматического

театра, главный балетмейстер Пермского академического Театра-Театра.        

Окончила Алтайский государственный институт искусств и культуры, хореографическое отделение

по специальности «Художественный руководитель хореографического коллектива». В 1989 — 1993

работала в АГИК педагогом по танцу в театре и сценическому движению кафедры режиссуры

массовых праздников (стажировалась в Российском университете театрального искусства — ГИТИС,

мастера — Николай Карпов и Геннадий Малхасянс).

Постановки: «Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка в Санкт-Петербургском театре юного

зрителя им. А. А. Брянцева; «Я боюсь любви» Е. Исаевой, «Казимир и Каролина» Э. фон Ховарда,

«Крыша ехала домой» Ю. Мориц — в Театре им. Ленсовета (Санкт-Петербург); мюзикл «Пеппи

Длинный Чулок» В. Дашкевича и Ю. Кима в Екатеринбургском театре юного зрителя; «Король Лир»

У. Шекспира, «Щелкунчик» Э. Т. А. Гофмана, «Том Сойер» М. Твена, «Гроза» А. Островского — в

Нижегородском театре юного зрителя; «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля, «Ричард III» У.

Шекспира — в Томском драматическом театре; «Трехгрошовая опера» Б. Брехта и К. Вайля,

«Великодушный рогоносец» Ф. Кроммелинка, «Щелкунчик» Э. Т. А. Гофмана, «Ромео и Джульетта»

У. Шекспира, «Чайка» А. Чехова — в Алтайском театре драмы им. В. М. Шукшина;  «У ковчега в

восемь» У. Хуба в Молодежном театре Алтая; « Плутни Скапена» Ж. Б. Мольера в Канском

драматическом театре; мюзикл «Алые паруса» М Дунаевского, М. Бартенева и А. Усачева (спектакль

— лауреат Национальной театральной премии « Золотая маска — 2012), «Анна Каренина» Л.

Толстого, мюзикл «Восемь женщин» Р. Тома, М. Бартенева и А. Усачева, «Венецианский купец» У.

Шекспира, «Географ глобус пропил» А. Иванова — Пермский академический Театр- Театр.

Лауреат Муниципальной премии Барнаула в области искусства и литературы (1999). Лауреат II

Международного фестиваля современной хореографии «Айседора» в номинациях «модерн-танец» и

«джаз-танец» (Красноярск, 2002). Дипломант I степени Первого Всероссийского смотра артистов

эстрады (Москва, 2003). Дипломант Алтайского отделения СТД РФ за создание пластических

образов в театре (2003).

При поддержке Министерства культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций

Пермского края, Департамента культуры и молодежной политики администрации города Перми,

Некоммерческой организации «Благотворительный фонд «ЛУКОЙЛ». В рамках Года литературы в

России.

Карта

© Администрация города Перми 2019 г.
Поддержка сайта —
Яндекс.Метрика